Сайт историко - краеведческого музея МОУ "Тораевская СОШ" Моргаушского района Чувашской Республики

История Тораевской церкви

 

 История церкви Рождества Христова в селе Тораево Моргаушского района.

Тораево – село, уезд  Ядринский, волость Тораевская, 

волостной центр, район Татаркасинский с 1.10.1927г., Сундырский  - с 1939г., Моргаушский  - с 1956г., Ядринский - с 1962г., Моргаушский -  с 1964г.,сельсовет Тораевский -  с 1.10.27г., Тораевское поселение  - с 2005 года.

Тораевская церковь в 18- 19 веках.

         Церковь        Рождества Христова, построена на средства прихожан в 1792 году, двухпрестольная: Рождества Христова, Дмитрия Салунского.

Церковь каменная, тёплая, длина с колокольней 11 саж. 2 арш., наибольшая ширина 6 саж. 1 арш., высота до верхнего карниза 2 саж. 1,5 арш.

         Религия Чувашей относилась к язычеству, чуваши поклонялись многим  богам. После завоевания русскими Казанского ханства в 16 веке православное христианство начало проводить христианизацию поволжских народов. Ещё при царствовании Петра 1- го в 1720 году православие приняло Указ о христианизации. К 1750 году в исполнение этого Указа посулами и угрозами чуваши были окрещены. В награду их освобождали от податей на 3 года, раздавали кресты, деньги, одежду, но обещанное вознаграждение не везде выдавалось.

         Православие заняло господствующее положение над умами людей. Для усиления влияния православной службы везде строились церкви. Но в народе всё ещё сильно было влияние своих языческих обрядов. Священники проводили службу на русском, непонятном для местного населения языке. Люди не принимали новую веру, поджигали церкви, не пускали детей в церковно- приходскую школу, называя их «школами смерти», так как обучение велось только на русском языке. В середине 18 века в Тораево была построена деревянная церковь. В 1769 году  «лубяная»  церковь «хоп чирку» сгорела, через 22 года сгорела и вновь построенная деревянная церковь (в 1782 году).

         В 1792 году в Тораево была построена третья церковь, теперь уже каменная. По бытующим версиям, поставщиком кирпича  для церкви был анаткасинец из рода Мишек. И вот однажды приезжает к нему дьяк, из вышестоящей церковной конторы, для расчётов с ним за произведённую работу. На радостях Мишек устроил пирушку. Утром дьяк собирается уезжать,  и Мишек спрашивает у него: «А деньги?» Дьяк невозмутимо отвечает: «Вчера я тебе деньги вручал, вот ты приложил на документе свою подпись». Да, вчера Мишек приложил на бумаге  оттиск своих пальцев, спьяну забыв сразу потребовать деньги, этим и воспользовался хитрый чиновник. Да, в те годы чуваши грамоту вообще не знали, да и разговаривать по- русски не умели. Только тот знал по- русски, кто вращался в народе как торговец.

         Эта третья церковь двупрестольная: рождества Христова и Дмитрия Солунского,  построена на средства прихожан из 12 селений. На церкви были две главы: главного купола и колокольни, колокольня двухъярусная, высотой 7 саженей, было там 6 колоколов, один благовест весит 7 пудов. Его переливчатый серебряный звон по долине ручья Шилькемеш доходил до близлежащих деревень певучим замиранием, оставляя на душе одухотворённое благозвучие.

         Церковь каменная, тёплая, штат причта: 2 священника, диакон, псаломщик.

         В 1870 году церковный двор был огорожен каменной оградой с железными  покрашенными решётками. Работу выполнил житель д. Анаткасов Никита Макаров.

         В 1892 году крестьянин из д. Шептаки Иван Трифонов  для церкви  привёз икону со святой горы Афон (Греция).

         В 1900 году купили оцинкованное железо в 212 пудов, им перекрыли крышу и обшили наружные стены церкви.

         Старостой церкви долгое время работал Семёнов Алексей Семёнович.

         Ежегодный престольный праздник- 12 июля в честь апостолов Петра и Павла( в день 67- ого года Рима пострадали за распространение веры во Христа: Пётр распят на кресте вниз головой, Павел усечён мечом).

В Петров день крестьяне- прихожане резали барана, созывали гостей. Собиралась широченная ярмарка, где шли массовые гуляния молодёжи, прохаживались девушки в праздничных нарядах, как белые лебеди, завязывались знакомства, редко ярмарка проходила без похищения (умыкания) невест, оживлённая ярмарка, карусели, хороводы веселили народ.

         Церковь играла значительную роль в жизни села. Многие мужчины, например,  пели в церковном хоре. Крестьянин  д. Сюлово Фёдор Иванов, талантливый музыкант- самоучка, был в церкви регентом, т.е. руководителем церковного хора и иконописцем. После революции 1917 года  в Тораево одним из первых  в республике  был организован  хор.  Его история началась с выступления перед односельчанами     в день годовщины  Октября. В репертуаре были революционные песни. Руководил хором Фёдор Иванович, обычный крестьянин, глава многодетной семьи,  который  после окончания  церковно- приходской  школ   выучился  музыкальной грамоте у учителей местной  школы   Г. Матвеевой и С. Артемьевой.

         Сначала ходили туда одни мужчины. В 1919- 1920 годах хор начали посещать и девушки. Среди них  3 дочери  самого руководителя хора.

         Во время коллективизации Фёдора Ивановича чуть не раскулачили из-за того, что у него были лошадь, два амбара. Все-таки учли, что у него большая семья - девятеро детей, но второй амбар, как лишний, вывезли из хозяйства. На него был донос, что  он продолжает писать иконы, и   ему пришлось срочно расстаться с иконами, отдать их в надёжные руки  нескольким односельчанам.

         Остались в народе песни, сочиненные Фёдором  Ивановым («Шапар кевви», «Шур уралла яш ачи» и многие другие). Его внук Николай Плагидов пошел по стопам деда: работает регентом и иконописцем церкви в Подмосковье.  Его правнучка Логинова Ольга Сергеевна, проживающая в городе Дзержинске, разработала эскиз купола церкви. Этот эскиз  пятиглавого купола  уже получил одобрение Владыки Варнавы. Её мать, внучка самодеятельного композитора  Багрова Таисия,  хранит историю своего рода, является активной прихожанкой возрождающейся церкви.

         В 1934 году церковь закрыли, колокол сбросили, церковное имущество, реликвии разграбили, красивую ограду с металлическими решётками растащили, две главы: главного купола и колокольни демонтировали и подвели под общую крышу наподобие сарая, обшивку оцинкованную сняли - использовали на покрытие крыши школы, а также на уроках труда резали на куски, обучая учащихся жестяному делу. Две надгробные металлические плиты из чугуна, лежавшие позади церкви над могилами служителей церкви, были  перетащены в частные дома рядом с церквью и служили как тротуарный настил.

         Жительница деревни Сюлово Багрова  Таисия, 1939 года рождения, помнит рассказы своей матери о закрытии церкви.  Когда снимали колокол, женщины плакали, но никто не осмелился помешать:  еще свежи были воспоминания о расстреле 17 крестьян, осмелившихся защищать свой хлеб,  красноармейцами - продотрядовцами в 1918 году.

         По воспоминаниям старожилов, последним священником  Тораевской церкви был отец Петр (Запольский). После закрытия церкви он служил в других приходах, был репрессирован, расстрелян. Таким образом он повторил судьбу первого екископа- чуваша Германа (Кокеля). Уроженец с. Тарханы Буинского уезда Симбирской губернии ( ныне Батыревского района ), выпускник Симбирской чувашской учительской школы, он посвятил себя духовному просветительству, просвещал некрещеных  чувашей на родном чувашском языке, открыл школу псаломщиков в 1926 г., попал в число неугодных власти,  был изгнан из родного края, служил в других церквях. 2 ноября 1937 г. был расстрелян.

         Священным синодом Русской православной церкви имя епископа Германа (Кокеля) 17 июля 2001 г. включено в Собор Новомучеников и исповедников  российских 20 века. В Соборе святых епископ Герман- первый и единственный чуваш, реабилитирован в 1990 году.

         Дорога верующим была закрыта: не перед кем изливать душу,  получить успокоение, надежду, ни крестить детей, ни отпеть покойника.

         Вообщем, православную службу вырубили под корень. Здание бывшей церкви использовали вначале под столярную мастерскую для уроков труда, потом под различные хозяйственные нужды района.

         Только с перестройкой пришла свобода вероисповедания, свобода церковной деятельности.

   В 1990 году церковь, вернее, здание, где была церковь, передали обратно православию. Средств для восстановления церкви у прихода не имеется, хотя объявлено о сборе средств у прихожан на эти цели. Необходимо обратиться к государству, ибо ещё в сентябре 1993 года президент Чувашской республики Н.В.Фёдоров издал Указ №119 «О государственной поддержке восстановле-нию храмов, мечетей и иных культовых сооружений».

В школьном музее Тораевской СОШ есть документы, посвящённые церкви Рождества Христова.

Из книги «Свiяжскiй и Тетюшскiй уезды. Сведения о  приходахъ, церквахъ и причтахъ» мы узнали некоторые данные и о Тораевской церкви на конец 19 века (1897 г.). В селе Тораево церковь каменная, тёплая,  построена в 1792 году на средства прихожан, двухпрестольная(престол- высокий стол посредине алтаря) : главный в честь Рождества Христова и придел во имя Святого Великомученика Дмитрия Солунского. ( Придел-  это добавочный боковой алтарь в церкви. (Алтарь- главная, восточная часть  церкви, отделённая от общего помещения иконостасом. А иконостас-  украшенная иконами стена.) О местонахождении церкви, расстоянии от губернского и уездного городов написано так: от Казани в 180 верстах, от Ядрина в 25 верстах, от Сюлова в 1 версте; приходские деревни- Тойшево, Сятракасы, Анчикасы - в 4 верстах; Анат кассы - в 2 верстах; Ягаткино, Ой-касы, Адашево(сейчас Абашево)- в 8 верстах; Шербаши- в 6 верстах ; Шептаки, Платкина, Тойгильдино, Сяран- Сирмы – в 4 верстах; Одаркино- в 8 верстах. В книге есть сведения  о количестве дворов в приходе(1005), о количестве прихожан (мужчин- 2639, женщин- 2795). В самом  Тораеве  было 53 двора, проживало 129 мужчин и 157 женщин. Национальный состав – чуваши, только в селе Тораево проживали русские: 15 мужчин и 20 женщин.

В приходе было несколько школ: в Тораеве, в Шептаках- школа грамоты Министерства образования, Тойшево, Шарбашах, Токшиках- церковно- приходские школы. В это время в некоторых приходах  были уже земские школы, например, в селе Хочашево в 18 верстах от Ядрина. В Тораевской одноклассной школе обучалось  15 мальчиков и 9 девочек.

Церкви в то время выполняли и роль загсов: вели учёт новорожденных, умерших, вступивших в брак, поэтому и штат там был соответствующий. Штат, т.е. причт Тораевской  церкви состоял из двух священников, диакона, двух псаломщиков и церковного старосты. Священником был  43-ёхлетний Александр Иванович Аргентов,  окончивший курс семинарии.  Он был законоучителем Тойшевской церковно- приходской школы, благочинный     (т.е. приличный, благопристойный). Служил с 1877 по 1879 год диаконом, с 1879 года священником, в Тораево был в должности священника с 1881 года. Второй священник А.И. Потоцкий. 

 Закрытие церквей проходило по всей стране. Свидетелем этого вандализма был великий писатель 20 века М.М. Пришвин.

« Когда били колокола» М. Пришвина (отрывки).

Писатель 20 века М. Пришвин всю жизнь вел дневники.Этот дневник свидетельствует, что закрытие церквей, уничтожение памятников  искусства и, по  слову  Пришвина, «живых организованных личностей» происходило одновременно с проведением  принудительной коллективизации в деревне.

Вот  выдержки из дневников Михаила Михайловича Пришвина о гибели древнейших  колоколов Троице- Сергиевой лавры зимой 1929-1930 годов.                                                                               

                                                      1929 год, 22 ноябрь.

   В Лавре снимают колокола, и тот, в 4000 пудов, единственный в мире, тоже пойдет в переплавку. Чистое злодейство, и заступиться нельзя никому и как-то неприлично: слишком много жизней  губят ежедневно, чтобы можно было отстаивать колокол.

Вот отрывок из письма Пришвина в редакцию журнала «Октябрь».  

      «МЕСЯЦ ТОМУ НАЗАД Я БЫЛ СВИДЕТЕЛЕМ  ГИБЕЛИ РЕДЧАЙШЕГО, ДАЖЕ  ЕДИНСТВЕННОГО В МИРЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА РАСТРЕЛЛЕВСКОЙ КОЛОКОЛЬНИ: СБРАСЫВАЛИСЬ ОДИН НА ДРУГОЙ И РАЗБИВАЛИСЬ ВЕЛИЧАЙШИЕ В МИРЕ КОЛОКОЛА ГОДУНОВСКОЙ  ЭПОХИ…  

    Я ЯВЛЯЮСЬ В РЕЛИГИОЗНОМ ОТНОШЕНИИ ЧЕЛОВЕКОМ СОВЕРШЕННО СВОБОДНЫМ И РАЗДЕЛЯЮ ВПОЛНЕ ВЗГЛЯД ПЕРИКЛА: ЧЕМ БОЛЬШЕ БОГОВ, ТЕМ ГОСУДАРСТВО БОГАЧЕ. ЕСЛИ МНЕ БУДЕТ ДАНА ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫСКАЗАТЬСЯ, НЕ ОЗИРАЯСЬ НА ПАРТЛИНИЮ, ТО Я ГОТОВ… ВОВСЕ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ГОНОРАРОВ…».

  Вот записи Пришвина от 22 марта 1930 года.

     «КАКОЙ РАЗРЫВ В ДУШЕ МОЕЙ, КАКАЯ БОЛЬ БЕССМЫСЛЕННАЯ…  

РАСТЕТ НЕКРЕЩЕНАЯ РУСЬ…

    НЕЧТО СТРАШНОЕ ДОХОДИТ ДО НАШЕГО ОБЫВАТЕЛЬСКОГО СОЗНА-НИЯ, ЭТО - ЧТО ЗЛО МОЖЕТ ОСТАВАТЬСЯ СОВСЕМ  БЕЗНАКАЗАННЫМ И НОВАЯ ЛИКУЮЩАЯ ЖИЗНЬ МОЖЕТ ВЫРАСТАТЬ НА ТРУПАХ  ЗАМУ-ЧЕННЫХ ЛЮДЕЙ И СОЗДАННОЙ ИМИ КУЛЬТУРЫ БЕЗ ПАМЯТИ О НИХ».

    Пришвин прозорливо записывает в своих дневниках 1930 года:

«…ВСЁ ПЕРЕМЕНИТСЯ СКОРО ОТ РАДИО, ЭЛЕКТРИЧЕСТВА, ВЗДУХО-ПЛАВНИЯ, ГАЗОВЫХ ВОЙН, И СОЦИАЛИЗМ ДОЙДЁТ ДО ТОГО, ЧТО КАЖ-ДЫЙ БУДЕТ   ОТВЕЧАТЬ ЗА ОБОРОНЕННОЕ  ВНУТРИ СЛОВО… БЫТЬ МО-ЖЕТ,  НАСТАНЕТ ВРЕМЯ,… И НАЧНЕТСЯ ЭПОХА  ВТОРОГО ПРИШЕСТВИЯ ХРИСТА.»

    Пришвин оказался прав: ушло время гонителей церкви, снова пришли церковные праздники, строятся и возрождаются православные храмы, открываются мечети и синагоги.

    В селе Тораево тоже были сброшены колокола с церковной колокольни, как это происходило по всей стране. Свидетелей этих событий, естественно, не осталось, но в народе сохранилось предание, что   участники сбрасывания колоколов и разорения церкви все умерли не своей смертью.

   В Тораевской СОШ имеются копии документов по Тораевской церкви и РГУ «Государственный исторический архив Чувашской Республики», относящихся к 1930- 1937 годам. Также есть копия страницы из книги «Свияжскiй и Тетюшскiй уезды. Сведения о приходахъ, церквахъ и причтахъ.» (1897г.)

   По просьбе отца Фёдора, иерея (священника) церкви учительница  Тораевской   СОШ  Иванова Э.Н.  работала   в Государственном   историческом ар-хиве ЧР и обнаружила данные документы.

   О чём  же можно узнать из этих  архивных материалов?

Вот документы из фонда Ф.Р. 1041.ОП.1.Д.92.Л.1, 4, 4 об. , 5, 5 об.. 6.

   Село Тораево с 1927 по 1939 год относилось к Татаркасинскому району.

Документ от 7.11.1936 г.- это сведения о закрытых молитвенных зданиях по Татаркасинскому району. К 1936 году было закрыто 11 церквей:

1.     Ильинская

2.     Шатра- касинская

3.     Ахманеевская

4.     Б.- Сундырская

5.     Сятра- касинская

6.     Орининская

7.     Чуман-касинская

8.     Тораевская

9.     Чемеевская

10.    Янымовская

11.    Мало- Карачкинская

Из них переоборудованы:

1.     Ахманеевская

2.     Сятра- касинская

3.     Тораевская

4.     Б.- Сундырская

              Подо что приспосабливали здания церквей?

     Из документа видно, что их в основном пытались переоборудовать под школы, но не хватало денег. РИК просит на переоборудование каждого молитвенного здания по 20- 30 тысяч рублей.

Есть документ под грифом «Оглашению не подлежит».

     Основные моменты документа:

 1)Медленно идёт работа по переоборудованию закрытых церквей для культурно просветительных целей: в Татаркасинском районе, в каковом до сих пор не переоборудовано 5 церквей (Орининская, Сятракасинская, Чуманкасинская, Тораевская и Мало- Карачкинская) , закрытие которых было оформлено в 1936 и 1937 г. г.

 2) Основной причиной непереоборудования церквей, райисполкомы выставляют довод- отсутствие денежных средств, что ни в какой степени не является уважительной причиной, оправдывающей президиумы соответствующих райисполкомов.

   Но если нет денег на ремонт, как могли быть переоборудованы закрытые церкви? Они ветшали, теряли свою ценность.

  3) В секретном циркуляре указывается на недопустимость использования молитвенных зданий не для культурно- просветительских целей, например, как складские помещения.

      Почему же это так  волновало власти?

Ответ находится в следующих строках: « Этот существенный недочёт в работе  президиумов райисполкомов широко используется в своих инте-ресах церковниками  и другим классово- враждебным элементом».

   Секретариат Президиума Верховного Совета Чувашской АССР предлагает:

1)    . . . к концу 1938 года закрытые церкви должны быть переоборудованы.

2)    . . . организовать надёжную охрану зданий и имущества.

3)    Развернуть все формы массовой антирелигиозной работы среди населения. . .

Секретарь  Президиума подпись                                                Г. Гусев.

Верховного Совета ЧАССР                           подпись

 

На местах старались следовать предложениям руководства. В 1938 году председатель РИКа сообщает  в Президиум Верховного Совета ЧАССР список закрытых молитвенных зданий, не переоборудованных  по Татаркасинскому району.

         Закрытая в 1933 году Чуманкасинская  церков,  потребуется на преоб- разование под школу НСШ ( 30 тыс. руб.) .Тораевская, закрытая в 1933 году, потребуется  на переоборудование под клуб ( 20 тыс. руб.). На переоборудование Сятракасинской, Мало - Карачинской , Тойгильдинской тоже просили по 30 тыс. руб. .

         Жизнь показала, что переоборудование церквей спасло их от разрушения, сохранило до наших дней, уцелели хотя бы здания, без купола, крестов, икон и другого церковного инвентаря. Например, церковь в с. Хочашеве (ныне Ядринского района) была разрушена до основания, а она  была построена по тому же проекту, что и Тораевская церковь, примерно в те же годы.  Современная молодежь этой деревни даже не знает, где стояла их церковь.  

         Интересно читать архивные документы, посвященные судебному разбирательству по поводу здания бывшей церкви между Тораевским сельсоветом и местным колхозом  «Пучах». Какова же причина разбирательства? Вот акт  от 15.1.1938 года о передаче Тораевским сельсоветом  здания церкви Тораевскому колхозу «Пучах» для переоборудования  под клуб и под канцелярию колхоза «Пучах». Из акта видно, что колхоз принимал здание на определенных условиях.

         Тораевская НСШ сняла крышу церкви, использовала дорогое оцинкованное железо при строительстве новой школы. Сельсовет и школа обязывались выделить более дешёвый материал для стоящего без крыши бывшего молитвенного здания: дранку ( тонкие деревянные пластинки для покрытия крыши) и гвозди из средства самообложения (добровольный сбор средств на удовлетворение местных общественных нужд, установленный самим населением). Акт подписан председателем Тораевского с/совета Тимофеевым М.Т., завхозом  Тораевской НСШ  Андреевым П.А. с одной стороны и председателем с\х артели Салтыковым Г.И., бригадиром колхоза Александровым В.А., завхозом колхоза Константиновым  с другой стороны. В народе сохранилось имя Салтыкова Григория,  но не в связи с ремонтом бывшей церкви, а в связи с закрытием церкви - это под его руководством сбросили колокол с церкви. Офицер  Салтыков Г.И. пропал без вести во время ВОВ при форсировании Днепра. 

         Следующий документ – это договор №77 от 22 октября 1938 года  между  колхозом « Пучах» в лице предколхоза Филиппова Е, Ф. и  Тораевским  СПО (сельское потребительское общество) в лице председателя СПО  Еремеева П. Е. Из него следует, что  колхоз сдает помещение  церкви  под пекарню и под складское помещение. Это спасло помещение от разрушения. Но здание оста-лось без крыши. Колхоз  подал в суд на сельсовет, чтобы взыскать  деньги за снятую крышу церкви, и выиграл дело! Решением народного суда Сундыр-ского района от 25 ноября 1938 года с  сельсовета и школы должно было быть  взыскано 614 рублей в пользу колхоза «Пучах». Но вмешалось КРУ (контрольно – ревизионное управление) НКФ (Народного   комиссариата фи-нансов) СССР. Вот документ, который отменяет решение народного суда.                                      

Постановление

 Президиума         Верховного Совета   Чувашской АССР по Советскому района от 11 мая 1939 года « Об отмене решения Народного суда 2-го уч. Сундырского района от 25 ноября 1938 года»:

«Здание бывшей Тораевской церкви  после закрытия в 1934 году было передано  Тораевской неполно- средней школе. После строительства новой школы это здание Тораевским сельским советом было передано  по акту местному колхозу «Пучах», тем  самым  сельский совет нарушил постановление СНК    СССР от 9. 01. 1929г. ст. 26. Колхоз в свою очередь сдал это помещение Тораевскому СПО в аренду, что также является нарушением закона.

         Колхоз «Пучах» 9 ноября 1938 года предъявляет иск к Тораевскому сельсовету на 614 рублей за снятую железную крышу для покрытия вновь выстроенной школы, и решением суда от 25 ноября 1938 года означенная сумма со счета Тораевского сельсовета списана.

                      Оргкомитет постановляет:

         Просить Президиум Верховного Совета Чувашской АССР об отмене решения Народного суда 2-го участка Сундырского района, как неправильно вынесенное, и восстановить обратно сельсовету 614 рублей.

         Здание бывшей церкви оставить в распоряжении Тораевского сельсовета для использования.

                       

                   Председатель Оргкомитета          подпись     Филиппов

                    Верховного Совета

                  Секретарь  Оргкомитета              подпись    Никитин 

         Данным решением здание церкви снова было передано сельсовету, но у сельсовета не было средств для его содержания. Таким образом, помещение осталось за  Тораевским СПО, потом перешло к райпо и до начала 21 века являлось филиалом  Комбината бытового обслуживания.  Благодаря собранным архивным материалам, в данное время Тораевская церковь получила статус юридического лица и может получать спонсорскую помощь. Церковь существует только на пожертвования прихожан, спонсоров. В церкви есть копии икон, например,  Спаса Нерукотворного.

 

Спас Нерукотворный

       Спас Нерукотворный всегда был на Руси одним из самых любимых образов. Именно его обычно писали на знаменах русских войск. Существует два вида изображений Нерукотворного образа: Спас на убрусе и Спас на чрепии. На иконах типа "Спас на убрусе" лик Христа изображен на плате (полотенце), верхние концы которого завязаны узлами. По нижнему краю пущена кайма. Лик Иисуса Христа — лик человека средних лет с тонкими и одухотворенными чертами, с бородой, разделенной надвое, с длинными, вьющимися на концах волосами и с прямым пробором.
         Появление иконы "Спас на чрепии" объясняется следующим преданием. Как уже говорилось, царь Эдессы Авгарь принял христианство. Нерукотворный образ был приклеен на "доску негниющу" и помещен над городскими вратами. Позднее кто-то из царей Эдессы вернулся к язычеству, и образ был замурован в нише городской стены, а через четыре столетия место это было совершенно забыто. В 545 году, во время осады города персами, эдесскому епископу было дано откровение о местонахождении Нерукотворного образа. Когда кирпичная кладка была разобрана, жители увидели не только прекрасно сохранившуюся икону, но и отпечаток лика на глиняной доске (черепице, чрепии), которая закрывала Нерукотворный образ.
         На иконах "Спас на чрепии" нет изображения плата, фон ровный, а в некоторых случаях имитирует фактуру черепицы или простой каменной кладки.
         На русских иконах Спас Нерукотворный изображен обычно спокойным, с открытыми глазами. У католиков, напротив, лик Христа пишется страдальческим, иногда с закрытыми глазами, на голове терновый венец и следы крови.

         Примета нашего времени – развал колхозов и возрождение церквей. Постепенно люди начинают возвращаться в лоно церкви. Мы внимаем не только обращению Президента России, но и рождественскому посланию Патриарха Всея Руси. Кого могут оставить равнодушным слова Митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы: «…Тысячи вокруг нас нуждаются в нашей любви и в нашем участии. Никто большей любви не имеет, как тот, кто свою жизнь отдаст за других. А отдать свою жизнь – это значит каждое мгновение жизни посвятить любви творческой, смелой, любви. которая дает, не замыкается.» В районной газете появился раздел «Православные праздники», из которой видно, что в Моргаушском  районе действующих церквей уже 9. Не упомянута Тораевская церковь. А почему? Отец Фёдор объяснил, что до освящения здание бывшей церкви считается часовней ( часовня - маленькое здание с иконами и, в отличие от церкви, без алтаря).

         Тораевская церковь как  часовня начала действовать в 2005 году. В старинном здании  до этого несколько лет размещался цех по выделке шкур. Он был закрыт по причине плохого качества выделываемой шкуры и  отсутствия мастера-скорняка. Летом 2005 года в разгар предвыборной кампании  под руководством кандидатов на пост главы районного поселения (Давыдова В.П.), сельского поселения (Григорьева З.П.)  жители близлежащих деревень  проводили субботники, убирали мусор, освобождали помещение от ненужного хлама, снимали  плитку с пола, чтобы заменить его деревянным, более тёплым.  Две зимы немногочисленные прихожане мёрзли, выстаивая службу в холодном помещении без пола. Теперь многое изменилось: настлан деревянный пол, отремонтированы обветшавшие рамы окон, есть новая  парадная дверь, можно топить - приобретена мощная печка. Эти работы проведены  под руководством    отца Фёдора (Ягушова)-в миру выпускника физико-математического факультета пединститута, ныне студента – заочника Чебоксарского духовного училища.

Событием в жизни церкви стало вознесение креста в день великомученика Дмитрия Солунского.  8 ноября 2008 года  при огромном  по местным меркам  стечении народа (более 150 человек) в торжественной обстановке на крыше здания  установили  крест.  После праздника для именитых  гостей  и  всех  желающих  была устроена трапеза.

Интересна история этого креста.  Рассказывают, что, когда разрушали церковь, один из жителей Тораева унес железный крест домой:  в хозяйстве всё пригодится.  Но когда в семью пришла беда, когда заболел один из домочадцев, крест отнесли обратно к церкви.

          Впереди  много работы: нужно газифицировать  здание, возвести купол здания, построить колокольню. Всё это можно будет сделать только на деньги спонсоров, добровольные пожертвования прихожан.   Жители близлежащих деревень предпочитают посещать церковь по большим   праздникам.  Обычно служба проходит  раз в неделю, бывает 8-10 прихожан, большей частью пенсионеров.

         Средств на дальнейшее восстановление церкви пока нет. Но церковь уже действует, и она необходима населению. Ведь современный мир слишком коварен и жесток, и ребёнок, чтобы не стать наркоманом, алкоголиком, преступником, то есть пропащим человеком, должен взрастить в своей душе ростки добра, нравственной красоты, духовного здоровья. Если же молодой человек не обладает крепким нравственным чувством, то бурное житейское море разрушит здание его жизни.

    Прихожане  Тораевской церкви  мечтают о том времени, когда опять зазвонят колокола. Работа по возрождению церкви продолжается. 27 января 2009 года был избран новый Патриарх Кирилл, который последние 20 лет при Патриархе Алексии  Втором назвал  «вторым  крещением Руси». Действительно, наблюдается необычный взлёт церкви, и есть надежда, что при новом Патриархе вновь зазвонят колокола и на Тораевской церкви.

Использованная литература:

 -« Отсюда мы родом».Авторы: К.Е. Евтихиев, А.П. Воронов, Т.А. Калитов, К.К. Корнилов.

 -Российская газета. №9;22 января 2009 год.

 -Российская газета. №10;23 января 2009 год.

 -«Советская Чувашия», №249- 250, 31 декабря 2008 год.

 -« Советская Чувашия».№227- 228, 23 ноября 2006 год.

 -« Советская Чувашия»,№230- 231, 27 ноября 2008 год.

 -htth://www.obraz.org.ua/spasitel.htm.

 

Приложения:

 -План на отм. 0,000

 -Будущие фосады церкви.

 -«Свияжскiй и Тетюшскiй уезды. Сведения о приходахъ, церквахъ и причтахъ».

 -Документ из архива №5- 9, 7.11.1936год.

 -Акт о передаче Тораевским с/советом здание церкви Тораевскому колхозу «Пучах».

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz