Оглавление
1. Введение. Таланты земли Моргаушской
2. Жизнь и творчество Гаврилова К. Г.
3. Наследники Гаврилова К.Г.
4. Заключение
5. Использованная литература
Введение
Я очень люблю смотреть передачи чувашского телевидения. Мне нравятся передачи, посвященные деятелям культуры, И.Я.Яковлеву, К.Иванову, передачи о наших современниках. Они учат нас быть достойными людьми, выбирать профессию.
Однажды я увидела передачу о художнике Гаврилове. Пожилая женщина рассказывала о жизни и творчестве этого человека, и в ее рассказе меня поразило то, что Гаврилов был из моей родной деревни Сюлово Моргаушского района. С интересом посмотрели эту передачу мои родители и бабушка. Действительно, они подтвердили, что в нашей деревне жил Гаврилов Константин Гаврилович. Он рисовал картины. Я заинтересовалась судьбой этого человека, расспрашивала у родителей, у бабушки, у учителей. Я узнала, что судьба этого человека достойна того, чтобы об этом узнали и в районе, и в республике.
Цель моей исследовательской работы –
обогатить знания по истории родного края и по истории выдающихся людей
Задачи исследовательской работы –
выяснить судьбу моего земляка Гаврилова К.Г. и его наследников
распространить информацию об этом талантливом самородке
способствовать воспитанию разносторонней и духовно богатой личности на примере Гаврилова К.Г.
Методика исследования –
Сбор информации у старожилов деревни
Беседы со своими родственниками
Посещение школьного музея и изучение его материалов
Встреча с Бочкаревой В.К. – родной дочерью Гаврилова К.Г.
Анализ статей газеты «Советская Чувашия»
Таланты земли Моргаушской.
Чувашский край в конце XIX века… Родное село Тораево… Нелегка была жизнь чувашского крестьянина в это время. Тяжелый труд с утра до вечера в поле, заботы о хлебе насущном, о будущем своих детей. Многочисленные налоги, выкупные платежи еще больше омрачали и без того нелегкую жизнь крестьянина. Несмотря на трудности, не терял чувашский народ оптимизма, умел замечать красоту родного края, слагал стихи, сказки, песни, создавал замечательные произведения искусства. Тухья, шульгеме, сурпаны, изделия из дерева и кожи, сделанные талантливыми руками чувашских мастериц и ремесленников, поражают своей красотой, оригинальностью.
Просветительская деятельность И.Я.Яковлева в конце XIX века, создание школ открывали глаза чувашам.
Наш земляк С.М.Михайлов (1821-1861гг.) из деревни Юнгапоси первым начал собирать сведения об истории своего народа, его стихи, сказки, песни. Он стал первым чувашским историком, этнографом, географом и писателем. Еще один наш земляк Н.В.Никольский (1878-1961гг.) из деревни Юрмекейкино стремился получить образование и стал первым научным работником, начал издавать первую газету для чувашского народа на родном языке «Хыпар». В этот же период начинают свой путь к славе всемирно известный скульптор С.Д.Эрьзя (Нефедов) (1876-1959гг.) и первый из чувашских художников, получивший академическое образование А.А.Кокель. Он родился в 1880 году в селе Тарханы Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Батыревский район) в бедной крестьянской семье. Окончив местную школу, А.А.Кокель вслед за братом Иваном поступил учиться в Симбирскую чувашскую учительскую школу. И.Я.Яковлев очень гордился им. В 1904-1912 годах он учился в Петербургской академии художеств у И.Е. Репина. Стал известным художником. Многие его работы получили признание народа. Богата была чувашская земля талантливыми людьми.
В один ряд с именами этих выдающихся чуваш можно поставить и имя нашего земляка Константина Гавриловича Гаврилова (1888-1966гг.) из деревни Сюлово Ядринского уезда Казанской губернии. Его имя и творчество незаслуженно забыты, малоизвестны. Однако он оставил о себе в родном селе добрый след.
Жизнь и творчество К.Г.Гаврилова.
Константин Гаврилович Гаврилов родился в деревне Сюлово в 1888 году в многодетной семье бедных крестьян. В то время в Тораево было открыто одноклассное училище Министерства народного просвещения с четырехлетним сроком обучения. Здесь Константин научился читать, писать, считать. Он с детства любил рисовать. Ему хотелось научиться рисовать как настоящий художник красками. Тогда он попросил отца сходить в Ишаки к иконописцу и принести от него настоящие краски. Иконописец велел сыну самому прийти. С этого времени Константин начал учебу у иконописца, наблюдал за его работой, а затем стал оформлять иконостасы в церквях. Вскоре был призван на военную службу в царскую армию. Здесь заметили художественный талант молодого чуваша, поручили ему заниматься оформительской работой. Он служил мастеровым, была такая должность в царской армии: фотографировал, рисовал. После службы в армии учился в Казанской художественной школе. Казанская художественная школа действовала с 1902 по1925 год. В это время здесь преподавали знаменитые художники – педагоги: Н. Фешин, Т. Медведев, П. Радимцев, В. Богатырев, Т. Козлов и другие. После окончания Казанской художественной школы одаренному и талантливому ученику посоветовали продолжить образование в Италии. Но К.Г.Гаврилову даже на время не хотелось покидать родину. В 1910-1916 гг. он сам преподавал в художественной школе. А с 1917 г., когда в стране начались неспокойные годы, он возвращается домой, становится свободным художником.
В родной деревне он занимается сельским хозяйством, садоводством, разводит пчел, мастерит мебель. Свое редкое для сельской местности ремесло тоже не забросил. В деревне брал заказы на портреты, картины с сельскими видами, оформительские работы. Кроме живописи занимался скульптурой. От природы был музыкален, мастерил музыкальные инструменты, пел и играл на самодельной скрипке. Был на все руки мастер. Сумел поставить белую избу. Он говорил: « выйти из белой избы в белой рубашке не то, что выйти из черной избы в белой рубашке – это да!».
В 1923 году, когда ему исполнилось 35 лет, он женился, у него родилось 3 детей. Алим и Валентина тоже пошли по стопам отца. Когда в деревне началась коллективизация и раскулачивание, К.Г.Гаврилов продолжил деятельность свободного художника. Он некоторое время работал в Чувашском драматическом театре художником – декоратором. В это же время брал заказы, рисовал портреты, картины. Много работал в Ядринском районе. В годы Великой Отечественной войны он, как и многие чуваши, рыл окопы. Строил мосты. Работал в поле, выполнял план хлебозаготовок. После войны К.Г.Гаврилов продолжал рисовать картины, плакаты, стенды, готовил выставки для колхоза. Наиболее известные его работы: «Портрет конюха Лаптева», «Сторож колхозного сада», «Сватовство», «Черная изба» и др. Однако в 50-ые годы в деревне случился пожар и многие его картины сгорели. Кроме картин К.Г.Гаврилов делал скульптуры из голубой глины, вырезал из дерева, мастерил разные вещи. Одно время даже работал в школе учителем. Очень любил детей, передавал им свои знания.
В старости К.Г.Гаврилов переехал жить к дочери Валентине в с. Большой Сундырь. Любил ходить на берег Волги и рисовать этюды. Сейчас его дочь бережно хранит картины отца.
К.Г.Гаврилов хотя и жил большей частью в деревне, но он продолжал общаться с известными чувашскими художниками: М.С.Спиридоновым, Ю. Зайцевым, режиссером И. Максимовым – Кошкинским. Был дружен с писателем Тимофеем Федоровым. Большая дружба связывала его с Н.К.Сверчковым, они часто встречались, помогали друг другу, Н.К.Сверчков давал К.Г. Гаврилову краски, а Константин Гаврилович мастерил для него рамы, делал кисти. Именно Н.К.Сверчков помог его дочери получить образование. По своему мастерству эти картины также талантливы как картины других чувашских художников. К.Г. Гаврилов был скромным человеком. Но он мог быть знаменитым и известным художником Чувашии. Его имя остается в истории родной деревни, в памяти односельчан.
Наследники Гаврилова К.Г.
Свой талант К.Г.Гаврилов передал детям. Его сын Гаврилов Алим Константинович (1927-1976гг.) тоже стал самодеятельным художником и скульптором. Названия его картин сами говорят о себе: «Дубрава», «Сосны», «На поляне», «Утро», «Чемеевское восстание». Он изображал природу, красоту и историю родного края. Но больше он известен как скульптор. Его руками во многих деревнях Моргаушского, Канашского, Батыревского и других районов республики поставлены памятники и обелиски погибшим героям Великой Отечественной войны. В родной деревне он построил дом, вместе с женой вырастил пятерых детей.
Его дочь Валентина Константиновна (по мужу Бочкарева) известна краеведом Моргаушского района. Она долго и плодотворно работала учительницей рисования в Большесундырской школе Моргаушского района. Она и сама много рисовала картин: пейзажей, натюрмортов, этюдов о природе. Сейчас она на заслуженном отдыхе. Валентина Константиновна бережно хранит картины своего отца и брата, помогает историкам – краеведам, журналистам и искусствоведам республики собрать материал о судьбе одного из первых художников конца XIX - начала XX в. Моргаушского района.
Ей навстречу вечно шагает Пушкин.
Всем известна картина чувашского художника Н.К Сверчкова «Пушкин в чувашской деревне». Посвящена она реальному историческому событию. В 1830году великий русский поэт А.С.Пушкин совершал поездку по стране с целью изучения и сбора материалов о Пугачевском восстании. Он проезжал и по территории чувашского края. И вполне возможна была такая ситуация, что Пушкин, проезжая через чувашскую деревню, остановил свою кибитку у колодца, чтобы утолить жажду. Вот этот момент и отразил Н.К.Сверчков в своей картине. Художник наглядно показал чувашскую деревню начала XIX века: убогие крестьянские избы по-чёрному, зелёные улицы, мирно пасущиеся овцы, вдали играют дети. У ворот внимательно смотрят на незнакомца чувашские крестьяне. А вот и сам А.С.Пушкин. Его фигура находится в центре картины. Наверное, А.С. Пушкин был удивлён жизнью чувашского народа, поражен его бедностью, неграмотностью. Среди этой бедноты Пушкин замечает у колодца юную чувашку в серебряном уборе, красочно вышитом одеянии, с дубовыми ведрами на плечах и горделиво выгнутым под их тяжестью станом. А.С. Пушкин восхищен её красотой, скромностью. Художник н.К. Сверчков психологически верно передает радостное изумление А.С. Пушкина, его зачарованность девичьим лицом.
Для создания своей картины н.К. Сверчков пригласил артистов чувашского драматического театра. Они изображали Пушкина, женщину, достающую воду из колодца, мужчину у ворот. А кто же позировал в роли девушки? Кто же эта девушка?
Эта девушка - наша землячка Валентина Константиновна Гаврилова(по мужу Бочкарева), ныне живущая в с. Большой Сундырь Моргаушского района Чувашской Республики. Валентина Константиновна родилась 17 февраля 1925 года в д. Сюлово. Валентина выросла без матери. Все хозяйство и домашние заботы легли на плечи девочки. Но, закончив домашние дела и школьные уроки, девочка с любопытством наблюдала за работой отца. Она спрашивала, для чего смешивают краски, как наносят на холст мазки, как делают рамы для картин. Отец терпеливо объяснял детям секреты своего мастерства. Уже в детстве у Валентины проявились художественные способности. Она красиво рисовала, помогала рисовать своим одноклассникам. Учителя ботаники, зоологи просили ее оформлять школьные стенные газеты, плакаты, таблицы, альбомы.
В 1942 году, в тяжелое военное лихолетье, Валентина Константиновна окончила Тораевскую семилетнюю школу. Очень ей хотелось выучиться на художника, но ближайшее художественное училище было далеко- в Алатыре. Тогда отец отправил девушку в Чебоксары к своему другу, живописцу Никите Кузьмичу Сверчкову, по совету которого Валентина в 1943году поступила в строительный техникум, где преподавали и рисование. Во время учебы в техникуме Валентина год квартировала у художника , а затем переехала к сестре живописца Ксении Кузьминичне. В 1946 году художественное училище переехало из Алатыря в Чебоксары. Н.К. Сверчкова назначили его директором. Настойчивая девушка начала свободное посещение занятий. В конце первого семестра, по итогам просмотра работ учащихся, ее сразу приняли на второй курс. Параллельно она продолжала учебу в строительном техникуме.
Мастерская Сверчкова находилась в стенах училища. Валентине посчастливилось не только наблюдать, а стать участницей создания известной картины «Пушкин в чувашской деревне». Валентина Константиновна вспоминает: « Когда я училась на третьем курсе , Никита Кузьмич повел меня в филармонию. Выбрали там для меня тухью, шульгеме, вышитое платье и я начала в них позировать. Художник дал мне в руки палки и я должна была изображать, будто достаю из колодца воду. Стоять по два часа неподвижно было не легко. Особенно тщательно работал живописец над портретной частью большого полотна, постоянно напоминая, что к воротам подкатила почтовая повозка с великим поэтом и голову надо повернуть в его сторону.
Дважды довелось позировать Валентине Константиновне. Портрет девушки в кофте напоминает о годах ушедшей юности, другой портрет под названием «Девушка в розовом платке» хранится в Чувашском художественном музее.
После училища Валентина Константиновна получила направление в Большесундырскую школу Моргаушского района. Жила в школьной квартире. По выходным пешком добиралась до своей деревни Сюлово, которая находилась в 25 километрах. В школе работала учительницей рисования и труда. Часто устраивала выставки детских рисунков. Сама тоже много рисовала. Пейзаж, натюрморт, портрет- ее любимые жанры. В 1954 году молодая учительница вышла замуж за видного местного парня с редким именем Иларий. Он работал монтером. Тоже мастеровой был человек: буфеты, шифоньеры, диваны делал на загляденье. Вместе с ним она воспитывала четырех дочерей и сына.
Сейчас она находится на заслуженном отдыхе. Все лето гостят у Валентины Константиновны внуки. В доме бабушки, где все стены обвешаны живописными полотнами, им хорошо и уютно. Хозяйка часто выходит с мольбертом в сад. Вьются вокруг нее внуки- детскому любопытству нет предела: как и для чего сливаются краски, почему мазки ложатся так, а не иначе? Терпеливо, как когда-то ей самой объяснял отец, рассказывает она ребятам о тайне искусства.
Заключение
Мы гордимся нашими земляками: К.Г.Гавриловым и его детьми В.К.Бочкаревой и А.К.Гавриловым. Дом Алима Гаврилова до сих пор стоит в нашей деревне, и каждый раз, когда мы проходим около него, мы вспоминаем нелегкую жизнь знаменитых людей нашей деревни. Валентина Константиновна навеки осталась рядом с Пушкиным. Мы считаем, что мы должны гордиться тем, что она позировала Н.К.Сверчкову. И об этом должны знать все моргаушцы и жители Чувашской Республики.
К.Г.Гаврилов хотя и жил большей частью в деревне, тесно общался со многими известными деятелями чувашской культуры. Он был знаком с режиссером И. Максимовым – Кошкинским. Был дружен со своим земляком-писателем Федором Тимофеевичем Федоровым (1887-1941гг.). Ф.Т.Федоров – выходец из деревни Ягаткино Ядринского уезда, педагог, исследователь чувашского языка, создатель первых программ и учебников родного языка. Он встречался с известными художниками М.С.Спиридоновым, Ю.Зайцевым. Большая дружба связывала его с Н.К.Сверчковым, они часто встречались, помогали друг другу. К.Г.Гаврилов мастерил для Сверчкова рамы, делал кисти, а знаменитый художник давал ему краски, помог его дочери получить художественное образование.
Имя Константина Гавриловича Гаврилова малоизвестно в родной республике. Нет его имени и в новой чувашской энциклопедии. Его картины не украшают залов музеев и художественных галерей. Не смог он стать известным и знаменитым. К.Г.Гаврилов был скромным человеком. Однако по своему мастерству он был также талантлив как и Н.К.Сверчков и другие чувашские художники. Его картины полны жизни, красочны, они воспевают родную природу, родной край. Он мог бы быть известным художником Чувашии. Его имя остается в истории родной деревни, в памяти односельчан.
Использованная литература:
1. Воспоминания В.К.Бочкаревой. Материалы школьного историко-краеведческого музея.
2. Краткая чувашская энциклопедия. Чебоксары, 2001год
3. Можаров Г.Г., Никитин А.С. памятные места и достопримечательности города Чебоксары и чувашской АССР. Чебоксары 1987 год.
4. Моргаушский район, краткая энциклопедия. Чебоксары, 2002год
5. Газ.»Советская Чувашия», 2007 год
|